Разделы сайта

Главная

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  •  Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  •  Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  •  Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  •  Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  •  Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  •  Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  •  Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
  •  С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  •  Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

12 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Чаще делитесь с ребёнком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых преждевременно сложились тёплые отношения к школе. Такие отношения возникают в результате столкновения с прошлым опытом близких людей. Полистайте вместе с ребёнком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим моментам прошлого делает человека сильнее и увереннее в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполняют душу ребёнка радостным ожиданием.
2. Помогите ребёнку овладеть информацией, которая поможет ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» – отвечают: «Мама». Убедитесь, что ваш ребёнок помнит своё полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребёнка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать своё рабочее место. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребёнка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки, карандаши (карандаши придётся в первое время точить вам). Всё это, как у взрослых, но – личная собственность ребёнка! И ответственность за порядок также личная, у взрослых ведь также.
4. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста непоседливы. Не всем легко даются чтение и счёт. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В связи с этим вполне понятно стремление родителей предупредить детей о неприятностях, которые их ожидают: «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...». В некоторых случаях подобные попытки могут иметь успех, однако отдалённые результаты всегда печальны.
5. Не стремитесь быть для ребёнка учителем. Стремитесь поддерживать дружеские отношения. Некоторые дети испытывают трудности в отношении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребёнку преодолеть эти трудности. Попробуйте организовать игру детей на площадке около дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе со взрослыми. Предложите ребёнку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребёнку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребёнком этого достичь невозможно.
6. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребёнок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть дальше. Помогите ему преодолеть разочарование. Предложите детям сыграть ещё разок, но немного изменить правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные –проигравшими. Отмечайте в ходе игры успех каждого. Подбадривайте хронических неудачников надеждой, после игры обратите внимание своего ребёнка на то, как отнеслись к проигрышу остальные дети. Пусть он ощущает значимость игры, а не победы.
7. Хорошие манеры ребёнка – зеркало семейных отношений. «Спасибо...», «Извините...», «Можно ли мне...» -- должны войти в речь ребёнка до школы. Порицаниями и проповедями этого достичь сложно. Постарайтесь исключить из отношений между членами семьи команды: «Чтоб я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор!». Обратите их внимание на вежливые просьбы. Ребёнок обязательно скопирует ваш стиль. Он же вас любит и стремится во всём быть похожим на вас.
8. Помогите ребёнку выработать чувство уверенности в себе. Ребёнок должен ощущать себя в любых условиях также естественно, как и дома. Научите его внимательно относиться к своим потребностям, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-нибудь перекусить. Предложите ребёнку самостоятельно сделать за себя заказ. В следующий раз отпустите сделать заказ для всей семьи. Пусть он попробует в поликлинике спросить: «Где находится туалет?»,- или сам займёт очередь к специалисту.
9. Приучайте ребёнка к самостоятельности в ежедневной жизни. Чем больше ребёнок может сделать самостоятельно, тем больше взрослым он себя ощущает. Научите ребёнка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застёгивать пуговицы и молнии. Завязывание бантиков на шнурках ботинок будет требовать особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не перед самым выходом во двор. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребёнка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребёнком по поводу меню семейного недельного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюда за праздничным столом и подбирает одежду согласно погоде. Ещё более сложное дело – планирование семейного отдыха на выходные дни. Приучайте ребёнка считаться с интересами всех членов семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение отношений с ребёнком. Если ребёнок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объёма и массы. Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребёнка. Попросите его положить в корзину, например, три пачки печенья, кусок масла, батон белого или буханку чёрного хлеба. Свою просьбу выскажите сразу и больше не повторяйте.
Ребёнок помогает вам накрыть стол. Попросите его расставить на столе 4 глубокие тарелки, около каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: «Сколько ложек тебе понадобится?» Ребёнок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обратите внимание на слова-надписи, что окружают нас повсюду. Объясните их значение.
12. Учите ребёнка ощущать и удивляться, поддерживайте его интерес. Обращайте его внимание на первые цветы и цвета осеннего леса. Отведите его в зоопарк и вместе с ним найдите самое большое, а затем самое маленькое животное. Наблюдайте за погодой и контурами (формой) облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котёнка. Учите ребёнка ощущать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его интерес перерастёт в радость добычи знаний.